Опрос:
Вам нравится наш сайт?
Ответить
Контакты:
Дополнительно
Тверская обл., Рамешковский район с.Киверичи, ул.Комсомольская 21
+7 (48244) 2-42-17
Материал не выбран
Скрыть

История поселения

Историческая справка

о сельском поселении Киверичи

Рамешковского района Тверской области.

После опубликования в 2001 году энциклопедии «Рамешковский район, населенные пункты», автором материала по Киверичскому и Ивановскому сельским округам Серовым А.Е., проведены дополнительные исследования по археологическим и письменным источникам. По мнению археолога Волковой М.В. до конца 13- начала 14 веков территория эта была незаселенной, покрыта лесами и являлась пограничной полосой между Тверским княжеством и Новгородской волостью, Городец Палец.

Раннее поселение, городище в устье реки Городни, археологами датируется периодом 7 век до н.э.- 2 век н.э. (на границе с Кимрским районом, правый берег реки Медведицы, между деревней Новое и деревней Выркино, Кимрского района), а также у села Волосково сельского поселения Ильгощи, находятся курганные группы захоронений новгородского типа 11-13 веков.

Валообразных захоронений кривичского типа нет. В устье реки Городни обнаружен и более поздний средневековый памятник археологии 14-15 века, селище. Это очевидно поселение Косьмы и Дамиана. Во второй половине 14 века у Веселовского С.Б. указывается село Ивановское. История сел Ивановское и Андреевское связана с боярами рода Акинфа Великого, которые служили великому князю Михаилу Тверскому, а после гибели его в орде перешли на служение Ивану Даниловичу Калите.

В 16 веке на месте современного поселения были села Окулово, Волково, Киверичи, Сивцево, Ивановское, Андреевское, Берковщина и три погоста: Афанасия и Кирилла при селе Киверичи, Никольский при селе Сивцево, Косьмы и Дамиана при селе Андреевское.

В 1 версте северо-западнее села Киверичи, на пустоши, упоминаемой в писцовой книге 1627 года, как погост Афанасия и Кирилла в пустопорозжих землях московского служилого рода Поярковых (в 19 веке пустошь «Моностырь») при добыче песка рабочими помещика Сысоева в 1882 году был найден известковый гроб с останками. Сохранился только череп и мелкие кости. Был выполнен обмер и рисунок саркофага. Захоронение было древнее, позвоночник и крупные кости не сохранились, а гроб распался на части. Согласно классификации историка Пановой Т.Д. он относился к антропоморфному типу и похожие образцы найдены в Московском Кремле (15 век). Предположительно на этом месте был в 14-15 веке частный монастырь и после смерти устроителя запустел и остался лишь погост.

Первый деревянный храм в память Николая Чудотворца в Киверичах, в связи с запустением монастыря, вероятно, был построен около середины или во второй половине 15 века при митрополите Ионе Московском или при новгородском архиепископе Ионе. Это предположение связано с исследованием обрывка ветхой бумаги учителем Киверичской земской школы, Войновым А.А., найденной в сельской лавке в 19 веке. Предположительно это черновик прошения о постройке каменного храма в конце 18 века с указанием истории церкви в селе. Было письмо написано скорописью и мало разборчиво.

Относительно версии происхождения названия села Киверичи, то нет единого мнения. Версия о значении названия связанного с камнем, более поздняя и относится ко времени миграции карел. В документах 19 века название села пишется иногда как «Кивиричи» (Ф.Н.Глинка «Заметки…»). Местное русское население употребляло название в диалектной усеченной форме «Кивричи». В документах 17 и 18 веков встречается название Киверичи.

Карелы в этих местах появились во второй половине 17 века, а в течение 18 века расселились в четырех деревнях удельного ведомства. По переписи 19 века в Киверичах карел было всего 9 человек. Версия о происхождении названия села от карельского слова кивирруча не выдерживает историческо-хронологической критики. Село существовало ранее, чем сюда пришли карелы. Первое письменное упоминание о селе относится к 1608 году в выписке помещика Ресина.

Относить эту версию к финским племенам веси или меря сомнительно. На их языке – киверручи-это рыба (дословно-глубокий, быстрый), но весь вряд ли здесь была, а меря, по моему мнению, заселила территорию села Теблеши и Вербежи севернее села Киверичи и не в раннем, а в позднем средневековье. Они, уходят с Мологи и Волги в лесные глубинные места, чтобы сохранить свою культуру.

Связывать название села со славянскими племенами кривичи тоже сомнительно, так как данная территория не была заселена до 13 века. Ф.Н. Глинка пишет: «говорят, что раньше здесь жили кривичи, но я не нашел здесь курганов». В 12 веке летописи уже не упоминают славянские племена, а на протяжении 12-13 веков идет формирование русского народа в северо-восточной Руси. Народное предание может иметь место, как память о своих корнях первопоселенцев этих мест.

Эпохальное событие произошло в 1293 году. Княжеская междоусобица среди сыновей Александра Невского вызвала набег татар Дуденеву рать. Тогда были разорены 14 русских городов, в том числе и Москва. Уцелела только Тверь, чудом спасся князь Михаил Тверской. Беженцы перезимовали в Твери, а ранней весной кто-то вернулся домой, а кто-то пошел на вольные земли.

Есть еще одна версия. Она связана с названием головного убора кивер. Мы думаем, что он связан с Отечественной войной 1812 года, но это довольно древнее слово. В древнерусских летописях оно упоминается в 1378 и 1412 годах. По словарю В.И.Даля кивер означает глубокая шапка или колпак. Особенностью древних названий населенных мест является нарицательное имя. Характер местности в селе Киверичи - это глубокая долина реки Городни с крутым спуском и подъемом. В древности село было окружено сосновыми борами, и это дает право предполагать, что это место первопоселенцы назвали кивером, а сами стали называться по отечеству киверичи. Примером нарицательного названия является село Ильгощи на Медведице, где раньше река имела два русла и по славянски называлась вильга (вилка), а гощи- это гостевое место, остановка на ночлег. Произносилось название с новгородским диалектом – Ильгощи.

Откуда пришли первопоселенцы в Киверичи? На протяжении всей последующей истории прослеживается связь этой местности с Москвой. И еще, особенностью истории переселения славян является ностальгия по прежним местам обитания. На новых местах повторяются те же названия рек. Есть в Южном округе Москвы (Царицыно, Коломенское) небольшая река Городня приток реки Москвы. А в раннем средневековье в этих местах жили кривичи. Так проявилась историческая связь мест проживания и память поколений.

На протяжении истории торгово-экономические и культурные связи поселения были не только с Москвой, но и с ближайшими городами: Бежецком, Тверью и особенно с Кашином. Весь 17 век село Киверичи с деревнями было в поместье за дворянами из Кашина Анисимовыми, в конце 18 века за Колотильщиковыми, весь 19-начало 20 века за Сысоевыми. Среди населения особенно почиталась святая благоверная княгиня Анна Кашинская. А села Ивановское, и Андреевское были во владении московских бояр Шуйских, Морозовых и в вотчинах Римского-Корсакова, Соллогуб, Лобановых-Ростовских.

В средневековье через поселение проходили дороги Москва – Клин – Корчева - Волостково-Ивановское – Сукромны - Городецко, Никольская дорога связывала Торжок и Кашин. Из села Киверичи шла дорога на д.Берег (Застолбье)-Кушалино-Тверь. В лесной стороне ставились камни - указатели.

В поселении есть живописное место. Называется оно Трехречье. Поочередно сливаются здесь три реки Городня с Дрезной, Дрезна с Медведицей. И все поселение можно условно назвать Трехречьем. Древний водный путь-река Медведица, дремучие вековые леса-река Дрезна, река Городня. Освоение этого края началось в тяжелые времена междоусобиц и татарского ига.

А.С.Лебедев краевед.

Источники:

1.Тверской археологический сборник. Тверь, 1991 г. (М.В.Волкова. Археологические исследования водораздела Мологи и Медведицы. К вопросу о нахождении волости Городец Палец);

2.ТГА.Фонд ТУАК. Докладная записка А.К.Жизневскому о нахождении каменного гроба на пустоши «Монастырь»;

3.Панова Т.Д. Погребальный обряд в Древней Руси;

4.Веселовский С.Б. Феодальное землевладение в северо-восточной Руси.;

5.Ф.А.Глинка Заметки о нахождении камней в Тверской Карелии.

6.ЦГАДА. Писцовые книги Каменского стана Бежецкого Верха.


Дата последнего изменения: 02-04-2019
Закрыть
Сообщение об ошибке
Отправьте нам сообщение. Мы исправим ошибку в кратчайшие сроки.
Расположение ошибки: .

Текст ошибки:
Комментарий или отзыв о сайте:
Отправить captcha
Введите код: *